6 янв. 2024

Ямы: изучение первой ступени йоги и углубление вашей практики

Бесплатный курс Введения в йогу. Присоединяйся!

Когда люди говорят, что йога – это не просто поза, они обычно думают о других аспектах йоги. Сегодня мы будем изучать ямы, первые пять из восьми принципов для более гармоничной жизни. 

Ямы связаны с нашими взаимоотношениями, главным образом с другими людьми, но также и с самими собой. Они являются моральными ориентирами, которые помогают нам найти себя в жизни и добиваться успеха. 

Знание моральных кодексов ведет нас к более мирной жизни и может помочь нам принимать решения, когда мы не уверены. 


В этой лекции вы узнаете:

  • Откуда произошли 5 Ям?

  • Что такое 5 Ям?

  • Ахимса

  • Сатья

  • Астея

  • Брахмачарья

  • Апариграха


Читайте дальше, чтобы узнать, как вы можете сделать свою жизнь лучше с помощью ям. 


Откуда произошли 5 Ям?

Яма - это одна из восьми ступеней йоги, описанных в Йога-сутрах Патанджали.

Этот текст содержит 195 сутр. Он был создан где-то в первом веке нашей эры и приписывается мудрецу по имени Патанджали. В сутрах он собрал, систематизировал и объединил знания о йоге, которые пришли из гораздо более древних традиций. 

Сутры наиболее известны благодаря объяснению аштанги, или восьми элементов практики йоги.

Изучение всех аспектов и включение их в нашу жизнь углубляет понимание и ведет к самореализации. 


8 ступеней - это:

Яма (правила, моральные кодексы, воздержание)

Нияма (личная дисциплина)

Асана (физические позы)

Пранаяма (дыхательные упражнения)

Пратьяхара (отстранение чувств)

Дхарана (концентрация)

Дхьяна (медитация)

Самадхи (просветление)


Когда мы смотрим на эти принципы, мы видим, что здесь, в России, мы не занимаемся полноценной практикой йоги. 

Обычно мы сосредоточены на асанах, а иногда совсем немного на дыхании и медитации. Но все это должно быть построено на первых двух ветвях, начиная с первой – ямы. 


Что такое 5 Ям?

С тех пор как вы начали заниматься йогой, замечаете ли вы изменения в своей жизни, выходящие за рамки физического? Развиваете ли вы больше терпения, спокойствия и осознанности? Вы лучше относитесь к другим или, может быть, реже сердитесь? 

Эти качества традиционно рассматривались как “плоды вашей практики” и способы, с помощью которых учитель мог бы увидеть ваш прогресс. Это ценности, которые мы естественным образом развиваем во время нашего жизненного пути и занятий йогой.

Однако иногда легче иметь возможность называть вещи своими именами. Таким образом, мы можем точно знать, где у нас все хорошо, а где мы все еще могли бы стать лучше. 

Ямы - это пять различных моральных кодексов взаимодействия с другими людьми, миром и с самими собой.

Это слово буквально переводится как “сдержанность”. Таким образом, ямы объясняют пять вещей, от которых мы должны воздерживаться, чтобы иметь лучшую жизнь. 

Однако обратите внимание, что это не заповеди – они здесь только для того, чтобы показать нам причины, почему и как мы несем ответственность за то, что происходит в нашей жизни.

Таким образом, мы можем избавиться от менталитета жертвы и обрести контроль над своей жизнью.


Ямы - это:

Ахимса (ненасилие)

Сатья (правдивость)

Астея (не присвоение чужого)

Брахмачарья (правильное использование энергии; также целибат)

Апариграха (отказ от накопления)


5 Ям 


1. Ахимса

Первая яма - это ахимса, которая относится к ненасилию. Первое, что приходит на ум, когда мы упоминаем насилие и ненасилие, - это физическое насилие. Но идея гораздо глубже. 

Идея состоит в том, чтобы стать сострадательным к другим людям и всем живым существам. Это истинное сострадание может проявиться только тогда, когда мы осознаем единство всего творения. 

Это нелегко, и нам требуется время, чтобы осознать это, но приложенные усилия приносят плоды.

Мы можем начать с того, что станем ненасильственными по отношению к самим себе. В течение одного дня запишите или просто примите к сведению каждый момент, когда вы позволяли себе бесполезные и деструктивные мысли по отношению к себе, и как часто вы судите и критикуете себя. 

Нам нужно научиться быть добрыми к самим себе, чтобы действительно оказывать хорошее влияние на других. 

Конечно, вы по-прежнему будете испытывать негативные эмоции, такие как ревность или гнев, но вы можете найти их первопричины и научиться более здоровым способам избавления от них. 

Затем, когда вы научитесь быть добрыми по отношению к себе, вы сможете подумать о том, как ваши повседневные действия и мысли влияют на остальной мир и других людей. 

Узнайте, пытаетесь ли вы контролировать других или намеренно причиняете им боль своими поступками или словами. Подумайте о том, как вы могли бы быть более ненасильственными по отношению к животным и Матери-Земле.

Чтобы совершенствоваться, нам сначала нужно узнать больше о себе. Итак, вот несколько вопросов, которые вы можете задать себе, чтобы поработать над ахимсой:


“Как я выражаю насилие физически?”; “Как я выражаю насилие словами?”; “Как я выражаю насилие в своем сознании”; “Какими еще способами я выражаю насилие?”


2. Сатья

Принцип Сатьи переводится как правдивость. Истина трудна, потому что она часто бросает вызов первой яме, или ненасилию.

Как быть одновременно честным и ненасильственным? Одна из вещей, над которыми мы можем работать, - это речь, говорить правдиво, без обмана или притворства, но и не причинять вреда своими словами.

В общем, время от времени уделяйте некоторое время тому, чтобы подумать о том, что вы говорите, и осознать, являются ли это правдой или в основном основано на предположениях, воображении, поспешных выводах, преувеличении, обмане или недостатке информации.

Часто мы чувствуем потребность солгать, чтобы казаться интересными или защитить других. Но на самом деле истина - это то, что может спасти нас от великих страданий. 

Оставаться верным истине часто бывает трудно не только потому, что это может навредить другим, но и потому, что мы можем навредить самим себе. Но это также часто сопровождается чувством облегчения, потому что означает, что мы можем быть по-настоящему особенными.

Подлинная жизнь расходует гораздо меньше нашей энергии. А честное общение ведет к более глубоким и любящим отношениям. 

Чтобы понять, как вы можете улучшить сатью в своей жизни, задайте себе следующие вопросы:

“Честен ли я сам с собой?” “Честен ли я с другими?” “Когда я в последний раз намеренно обманывал кого-то и почему?” “Что случилось бы, если бы я говорил только правду?” “Искренен ли я в своей речи и поступках?”


3. Астея

Астея - это принцип, который переводится как отказ от воровства. Аналогично с Ахмисой – то, что первым приходит на ум, является лишь частью картины. Сначала мы думаем о краже чьего-то имущества. И, конечно, это то, чего мы никогда не должны делать. 

Однако мы можем украсть и другие вещи – например, время и энергию. Эти виды воровства встречаются гораздо чаще. 

Воровство - это не только буквальное отнятие чего-то у кого-то. Просто завидовать материальным вещам, которые есть у других, и волноваться из-за того, что у вас их нет, вместо того чтобы радоваться за человека, - это тоже форма воровства.

Как вы можете видеть, следовать этому принципу гораздо сложнее, чем кажется.

Способ преодолеть воровство - это думать о том, что у нас уже есть, а не чувствовать, что нам чего-то не хватает. Только если мы ценим то, чем владеем, мы откроемся, чтобы получать больше. 

Чтобы сделать это, мы должны осознать наши истинные богатства – те, которые находятся внутри нас, а не снаружи. Человек, у которого много материальных благ, но нет радости, покоя или любви, будет чувствовать себя менее изобильным, чем тот, у кого их мало, но внутри есть эти чувства. 

Только когда мы достигнем этого внутреннего состояния удовлетворенности, мы сможем не хотеть воровать у других.

Вместо этого вы будете открыты для обмена, и именно тогда изобилие действительно начнет изливаться потоком.

Уважение границ, установленных нам другими, - это еще один способ, которым мы можем уберечь себя от воровства. 

Итак, вот несколько вопросов, которые вы можете задать себе, чтобы практиковать астею в своей жизни:

“Пытаюсь ли я определить и уважать границы других (и свои)?” “Как незнание или уважение этих границ причинило боль мне или другим?” “Уважаю ли я энергию и время других людей (и свое собственное)?”


4. Брахмачарья

Брахмачарья - один из наименее понятых принципов. Причина в том, что многие люди считают, что это относится только к целибату. Многие восприняли это как правило подавления нашей сексуальности. 

Эта дилемма секса присутствует во всех религиях, поскольку сексуальная энергия может быть полезной, но, как и все остальное, она также может быть разрушительной при неправильном использовании.

Есть те, кто решает жить в полном безбрачии, не подавляя свою энергию, а учась выражать ее другими способами.

Таким образом, брахмачарью действительно могут практиковать как те, кто соблюдает обет безбрачия, так и те, кто хочет продолжать заниматься сексом. Речь идет не о сексе, а о том, чтобы научиться экономить свою энергию.

Поэтому вместо того, чтобы зацикливаться на сексе, думая о брахмачарье, подумайте о том, как вы можете лучше сберечь и использовать свою энергию для духовного роста, чтобы чувствовать себя лучше и быть лучше для других. 

На самом деле, один из переводов слова “брахмачарья” - “хождение с Богом" или "слияние с Единым”.

Поэтому вместо того, чтобы думать о том, чего вам не следует делать, подумайте о том, что вы могли бы сделать, чтобы приблизиться к божественному и еще больше исследовать мир вокруг вас. Эта практика не должна приводить к чувству вины или подавлению, а наоборот, к большему самоудовлетворению и довольству собой. 

Имея это в виду, вот несколько вопросов, которые вы могли бы задать себе. 

“Каким образом я использую других или позволяю использовать себя?”; “Что движет мной? Это правда или желание”; “Признаю ли я божественное в повседневной жизни?”; “Не слишком ли я сосредоточен на физическом удовлетворении?”; “Что я мог бы изменить, чтобы иметь более высокую энергию в повседневной жизни?”


5. Апариграха

Это сложный принцип не хватания и не накопления. Я считаю, что это часто приберегается напоследок, потому что нам нужна поддержка и безопасность первых четырех, чтобы по-настоящему достичь этого.

Во-первых, цепляетесь ли вы за физические вещи? С этого все начинается, и хотя многие из нас действительно цепляются за имущество, обычно это не самая большая наша проблема.

Этот принцип имеет дело с чем-то гораздо более глубоким.

Мы часто пытаемся сохранить свою индивидуальность, например, отказываемся стареть или менять свои привычки и убеждения. Это разрушает наш шанс реализовать себя и быть счастливыми. Нам нужно оставаться в настоящем, а это значит быть открытыми для постоянных перемен.

Кроме того, хотя любовь и взаимоотношения необходимы для нас, неспособность следовать апариграхе часто является причиной того, что мы остаемся с людьми, которые вредны для нас. 

Созависимость также является результатом того, что мы не следуем этой яме, слишком крепко держимся за партнера, что мешает нам испытывать истинную радость.

Цепляние всегда приводит к эффекту, противоположному тому, чего мы на самом деле хотим. Слишком крепко прижимаясь к партнеру, мы отталкиваем его. Слишком сильно цепляясь за свои привычки, мы становимся нездоровыми. Цепляясь за свои воспоминания, мы не создаем новых.

Это страшно – но необходимо отпустить. 

Итак, вот несколько вопросов, которые вы могли бы задать себе:

“За что я цепляюсь?” “Придерживаюсь ли я каких-либо ложных проявлений своей личности, чтобы чувствовать себя в большей безопасности?” “Являюсь ли я собственником в каких-либо своих отношениях?” “Неужели я не в состоянии избавиться от травм?”



Поделиться статьей:


Данная статья является объектом интеллектуальных (авторских) прав в силу ст. 1255 Гражданского кодекса РФ и не может использоваться третьими лицами без указания ссылки на автора и источник заимствования.


 

Об авторе

 

IMG-7006-round 

 

Ксения - практикующий специалист в области здоровья и наставничества. Имеет докторскую степень, преподает йогу и аюрведу в Индийском Университете.  

 

"Моя главная задача - это внедрение древней науки и практики в современную систему оздоровления с помощью доказательной базы."

 
Обучение йоге