25 июля 2025

Ниямы: Погружение во Вторую Ступень Йоги

Йога, которую мы практикуем сегодня, уходит корнями к восьми ступеням (или ветвям), описанным мудрецом Патанджали. Представьте свою практику как могучее дерево. Тогда Ямы и Ниямы станут первыми двумя ветвями, от которых начинается рост всего остального.

Восемь ступеней йоги:

1. Яма (этические ограничения, взаимодействие с миром)

2. Нияма (личные практики, отношение к себе)

3. Асана (позы)

4. Пранаяма (управление дыханием)

5. Пратьяхара (отвлечение чувств)

6. Дхарана (концентрация)

7. Дхьяна (медитация)

8. Самадхи (просветление, единение)

Эти первые две ветви можно рассматривать как "что делать" и "чего не делать" на пути йоги. Ниямы — это наши "что делать", внутренние принципы и ежедневные практики. Ямы — это "чего не делать", ограничения во взаимодействии с внешним миром.

Эта статья — глубокое погружение в Ниямы и их роль на нашем йогическом пути. Мы рассмотрим:

1. Что такое Ниямы?

2. Почему мы часто начинаем "с конца"?

3. Чем Ниямы отличаются от Ям?

4. Разбор каждой из 5 Ниям

5. Как применять Ниямы на ковре и в повседневной жизни?

Поехали!

1. Что такое Ниямы?

В нашем йогическом дереве каждая из восьми ветвей обладает своей силой и предназначением. Они призваны не только самостоятельно развиваться, но и гармонично взаимодействовать, чтобы дерево оставалось здоровым и пышным.

Ниямы служат картой для самопознания и заботы о себе. Они проливают свет на наши отношения с собственными мыслями, привычками и убеждениями.

Пять Ниям — это практики внутреннего очищения, кодекс для жизни в гармонии с собой и окружающим миром, проживаемой осознанно и целостно.

2. Почему мы начинаем "с конца"?

Часто путь в йоге начинается с третьей ступени — Асан (поз), а о Ямах и Ниямах мы узнаем гораздо позже.

Это "движение назад" на самом деле закономерно. Именно через упорную практику с телом и дыханием мы начинаем видеть работу своего ума и отправляемся в путешествие обратно к своему истинному Я (духу, душе).

3. Чем Ниямы отличаются от Ям?

И Ямы, и Ниямы помогают йогину управлять своими страстями и эмоциями, поддерживая внутреннюю гармонию.

Ниямы говорят нам, что стоит делать в отношениях с самим собой (личные практики, внутренняя дисциплина).

Ямы говорят нам, чего стоит избегать в отношениях с обществом и миром (этические ограничения).

Хотя оба принципа могут пересекаться и применяться как к себе, так и к другим, это их основное различие.

Простой способ запомнить: "Ниямы — это мои Ямы". Ниямы — про ваши отношения с собой, Ямы — про ваши отношения с другими.

4. Пять Ниям: Путь к Себе

Давайте рассмотрим каждую Нияму и увидим, как она открывает дверь к пониманию нашего ума, сердца и души.

1. Шауча (Чистота):

О чем: Эта Нияма — о чистоте на всех уровнях: что мы потребляем (пища, информация), как заботимся о своем пространстве (внешнем и внутреннем) и как проявляемся в мире.

В действии: Поддержание чистоты и порядка в доме для свободного течения энергии. Это чувство, когда хочется приготовить ужин, но сначала необходимо вымыть вчерашнюю посуду и привести кухню в порядок. Это потребность в чистоте, ясности и организованности.

Внутренняя работа: Шауча мягко напоминает нам, когда наши мысли становятся саморазрушительными, давая выбор очистить ум от отвлекающего "мусора" и создать внутреннюю среду, благоприятную для роста.

На работе/в творчестве: Например, при написании занятия йогой, которое "не идет", именно связь с Шаучей заставляет его дорабатывать и шлифовать. Если для вас важно предлагать максимально чистый и качественный продукт или услугу — чтите эту часть себя, признавая в ней Шаучу.

Суть: Не в перфекционизме, а в осознании того, что впускаем в свою систему (тело, ум, пространство) и спрашивании: "Это служит мне или загрязняет?".

Чувство Шаучи: Красота и ясность жизни через минимизацию внутреннего и внешнего хаоса. Фокус на главном. Меньше — значит больше.

2. Сантоша (Удовлетворенность):

О чем: Практика довольства тем, что есть здесь и сейчас.

Вызовы: Соцсети с их "парадной стороной" жизни могут вызывать чувство нехватки и недовольство своей реальностью. Сантоша — это понимание: "Довольство соединяет, недовольство — разъединяет". Постоянная погоня за следующей целью ("Вот тогда я буду счастлив!") — бег в колесе. Сантоша учит ценить то, что уже есть.

Важно: Сантоша — не бездействие или застой. Иметь цели и мечты — нормально и важно! Речь о практике благодарности за настоящее.

Как практиковать: Остановиться и оценить, как далеко вы уже пришли, через что прошли. Питать сердце благодарностью. Положите одну руку на сердце, другую на живот, сделайте 3 глубоких вдоха и вслух назовите одну вещь, за которую благодарны.

Чувство Сантоши: Как снять тяжелый камень с плеч, на котором написано "всё, чего я не достиг", и заменить его легким кристаллом с надписью "Ты — счастлив". Как перестать сожалеть о сгоревшем воске и увидеть яркий свет горящей перед тобой свечи.

3. Тапас (Самодисциплина, Огонь):

О чем: Санскритское "tap" означает "гореть". Тапас — это внутренний огонь, сжигающий все, что мешает на пути Ниям, трансформируя это (как и огонь).

В действии: Спросите себя: "Что требует моей постоянной заботы? Что для меня важно, но я избегаю, потому что это трудно?" Мы часто начинаем что-то с энтузиазмом, но сдаемся, столкнувшись с усилием. Тапас помогает разжечь искру настойчивости, чтобы довести дело до конца (искра всегда есть, нужно лишь подбросить "хвороста"). Тапас тренирует мышцу постоянства.

Аюрведа и Тапас: Наш "внутренний огонь" может проявляться по-разному:

Питта: Огонь силен, может нуждаться в балансе (хобби, медитация).

Вата: Огонь непостоянен, нуждается в заземлении (режим, ритуалы).

Капха: Огонь может "спать", нужны активирующие практики (движение, генерирующее тепло).

Суть: Ментальная, эмоциональная и физическая сила. Делать то, что нужно, даже когда не хочется (например, пойти на тренировку или приготовить здоровую еду вместо фастфуда).

Важно: Это не о запрете на отдых или угощения. Умеренность и забота о себе! Тапас — об осознанности и ответственности за свои выборы. Он усиливает наше сопротивление и сжигает саморазрушительные привычки. "Нечистоты" Шаучи можно бросить в огонь Тапаса для трансформации.

Чувство Тапаса: Как сила и уверенность. Выбор истины вместо удобства.

Совет: Сообщество — отличный помощник! Не изолируйтесь. Найдите надежного друга или группу, которые помогут разжечь ваш огонь, вдохновят и поддержат ответственность.

4. Свадхьяя (Самообучение и самопознание):

О чем: "Познай самого себя" (Сократ). Истинное знание начинается с самопознания. Часто именно на коврике (в асане, медитации) или при чтении священных текстов мы начинаем замечать свои мысли, привычки, реакции.

Путь: Это путешествие может привести к переосмыслению себя и осознанию, как мало мы себя действительно знаем. Свадхьяя освещает, кто вы есть, показывая одновременно, кем вы не являетесь.

Ловушка: Стремление к самоизучению может превратиться в бесконечный квест "самоулучшения" и ощущение, что в нас всегда "что-то не так". Это духовный материализм (коллекционирование знаний для ощущения целостности), ведущий к ограниченности и чувству неполноценности. Не в этом цель Свадхьяи!

Суть: Осознание, что наше истинное Я уже целостно и доступно здесь и сейчас. Свадхьяя — это сдача экзамена на пути трансформации неслужащих привычек в устойчивые, через любопытство и наблюдение без осуждения.

Чувство Свадхьяи: Как ведение дневника, практика наблюдения за своими привычками, желаниями, реакциями. Как любящее любопытство и свобода развиваться. Как расширяющееся осознание.

5. Ишвара-пранидхана (Предание Высшему, Созерцание Божественного):

О чем: Финальная ступень Ниям — о сдаче. Сдаче тому, что есть, и тому, что вне нашего контроля.

Как практиковать: Принять позу ребенка в конце дня, прочитать молитву, сделать 3 глубоких вдоха, соединяясь с внутренним миром. Важно хотя бы раз в день отложить ношу и взглянуть на "большую картину".

Суть: Мы — часть чего-то большего (микрокосмос в макрокосмосе), независимо от веры в конкретного Бога (Ишвара, Кришна, Абсолют, Высший Разум, почитаемый учитель). Этот факт сам по себе освобождает и достоин празднования!

Важно: Это не о навязывании догм или религии. Это инструмент для "перезагрузки" в моменты тяжести и ощущения потери контроля.

Чувство Ишвара-пранидханы: Как несколько минут тишины в день для внутреннего слушания. Как возвращение в центр себя, в настоящий момент. Признание священного танца с самой жизнью, которая не обещает нам ничего, кроме самого опыта бытия.

5. Как применять Ниямы на коврике и в повседневной жизни?

Ямы и Ниямы — это воплощение того, что настоящая йога начинается, когда мы сходим с коврика.

Представьте, что вы несете свой коврик. Тогда Ямы — это коврик, который вы расстилаете рядом, чтобы практиковать в гармонии с другими людьми и миром. Ниямы — это коврик, на котором вы практикуете глубокую связь и заботу о себе.

Где бы вы ни находились на пути знакомства с Ямами и Ниямами, доверьтесь процессу. Вы — именно там, где вам нужно быть. Откройте сердце их мудрости.

Поделиться статьей:

Данная статья является объектом интеллектуальных (авторских) прав в силу ст. 1255 Гражданского кодекса РФ и не может использоваться третьими лицами без указания ссылки на автора и источник заимствования.